Краткая история Казанского храма деревни Топорково
Интереснейшая судьба ныне утраченного памятника деревянного зодчества, — церкви Казанской иконы Божией Матери из села Богородского (в наши дни — деревня Топорково Анискинского сельского поселения Щёлковского района Моск. обл.) до сих пор мало изучена, несмотря на то, что её довольно неординарная история, несомненно, достойна вдумчивого исследования. История святыни заслуживает внимания ещё и в виду того, что не так давно было принято решение о восстановлении храма в Топоркове, а в 2010 году был утверждён его проект. 8 октября 2015 г. был вырыт котлован и залито основание под фундамент.
Впервые храм был возведён в Топоркове в 1705 году. По челобитью вотчинного владельца деревни, стольника Фёдора Михайлова сына Клешнина (ок. 1667- после 1713) от октября 1703 года на имя митрополита Рязанского и Муромского ( с 7 апреля 1700 года) Стефана (Яворского; 1658-1722) — известного деятеля Петровского времени, сруб старого деревянного храма был в разобранном состоянии перевезён в Топорково из села Воскресенского Черноголовской волости Московского уезда (ныне с. Воскресенское Ногинского р-на Моск. обл.)…
К тому времени в дворцовом селе Воскресенском находилось две церкви. Воскресения Христова (построенная до 1628 г.) с приделом Покрова Пресвятой Богородицы (построенным ок. 1633/34 г. и ок. 1646 г. упразднённым) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы (построенная ок 1646 г.) с приделом Николая Чудотворца (1675/76 гг). В марте 1702 года местным священником Лукой Автамоновым было получено разрешение на возведение нового деревянного Покровского храма, который был построен к сентябрю того же1702 года (антиминс выдан 25 сентября 1702 г.), а в Топорково был перевезён разобранный сруб старого Покровского храма.
Первый переезд, 1705 г.
Топорковскому вотчиннику Фёдору Михайлову Клешнину предписывалось: «сысподиподрубя и ветхие брёвна переменя, поставить на удобном к церковному строению месте во имя Пресв. Богородицы Казанския и к той церкви олтарь прирубить вновь». В Топоркове также были отстроены попов, дъячков и просвирницын дворы, имелся дом вотчинника и 10 дворов крепостных крестьян. 5 февраля 1705 года к новопостроенной церкви был выдан антиминс. Первым церковнослужителем стал Андрей Максимов, на место которого впоследствии перешёл священник АврамЕвсевьев (с дьяком Герасимом Евсевьевым)
Второй переезд, 1805 г.
В 1805 году деревянная церковь в Топоркове была разобрана и по распоряжению митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина; 1737-1812) перевезена в Николо-Берлюковскую пустынь, где была восстановлена и поставлена за каменной оградой в сосновой роще на монастырском кладбище. В Гребнево из неё была передана икона Божией Матери Владимирской и колокол, отлитый в XVIII веке. И.В. Шевелкин (1864-1866) в одной из своих статей, опубликованных в журнале «Душеполезное чтение» за1864 год писал, что в 1856 – 1860 годах настоятель Николо-Берлюковского монастыря иеросхимонахПарфений «предполагая со временем устроить около неё скит для ищущих большего уединения, возобновил её, пристроил колокольню и оштукатурил ту и другую, а на колокольне на пожертвованные благотворителями деньги повесил восемь колоколов, до 120 пудов весу во всех».
В 1909 году церковь была выстроена заново в формах прошлого храма и освящена 28 июня 1909 года. Сохранилось описание торжества освящения храма: «28 июня 1909 года в Берлюковской пустыни состоялось редкое торжество новосооруженного кладбищенского храма в честь иконы Казанской Божией Матери. На это торжество прибыл митрополит Московский Владимир 27 июня на станцию Щелково. Он был встречен иеромонахом Никодимом, и на монастырских лошадях отбыл в Берлюковскую пустынь…
В 1947 храм был разобранна стройматериалы. По словам местных жителей её бревна пошли на строительство клуба в соседнем селе Мизинове.
Митрополит Михаил (Десницкий)
8 ноября 1761 года в семье пономаря церкви Казанской иконы Божьей Матери селаБогородское, Топорковотож Михаила Десницкого родился сын Матфей, будущий Митрополит Михаил (в миру Матфей Михайлович Десницкий; 1762-1821). Получив образование в семинарии Троице-Сергиевой лавры, при покровительстве Николая Никитича Трубецкого он поступил в учреждённую в 1782 году Филологическую семинарию при «Дружеском учёном обществе» (владельца Гребнево) Н.Н. Трубецкого — И.Г. Шварца. Биографы М.М. Десницкого отмечают глубокое влияние идей основателей общества на его дальнейшую проповедческую деятельность. В 1785 году М.М. Десницкий был рукоположен священником в московском храме Иоанна Воина на Якиманке, где вскоре приобрёл большую известность своими необычайно проникновенными проповедями,в которых сказывалось религиозно-мистическое направление Дружеского общества.
Однажды его проповедь услышал император Павел, по распоряжению которого в 1796 году священник был переведён на службу в Санкт-Петербург на должность придворного пресвитера в Собор Спаса Нерукотворного Зимнего дворца. Через три года лишившись жены и детей, в 1799 году был пострижен в монахи, стал архимандритом Свято-Юрьева монастыря под Новгородом. В 1802 году он был посвящён в епископы Старорусские, в следующем году получил Черниговскую и Нежинскую епархию, а 18 ноября 1806 года стал архиепископом. С 1814 года будучи одним из влиятельнейших членов Святейшего Правительствующего Синода, в 1815-1816 годах он управлял псковской епархией, став с 25 июня 1818 года митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским, а также священноархимандритом Александро-Невской лавры. Погребён в Лавре, в заложенной им самим церкви Сошествия Св. Духа. Свидетель его кончины митрополит Филарет (Дроздов)писал о нём: «…за несколько дней до его кончины некто видел во сне, что высокий столп с венцами наверху разрушился с громом. Сон, по моему мнению, оченьсправедливый… Впрочем, твердое основание Божие, конечно, не людьми поддерживается».
Церковь во имя Казанской иконы Богоматери из села Топорково. Фотография, 1907 г. Перестройка, 1909 г.